Виртуальная реальность как бизнес

Бизнес в области технологий виртуальной реальности

Тема технологий виртуальной реальности все более актуальная и однозначно перспективная. Стабильный рост рынка виртуальной реальности и активное участие крупных международных компаний, таких как Facebook, Google, Samsung и многих других наталкивает на желание более детально присмотреться к ближайшим направлениям бизнеса в области виртуальной реальности. Ниже представлены некоторые направления, которые начинают свой путь в России.

Деньги в VR – откуда они берутся

Виртуальная реальность или VR и дополненная реальность или AR стали темой многих разговоров в мире высоких технологий. Обсуждаются все разработки, связанные с ними, в том числе устройства, программное обеспечение, варианты реализации проектов и многое другое. Хотя одна тема остается незаслуженно забытой – какие же бизнес-модели использует этот свежий и весьма нашумевший сегмент рынка высоких технологий. 
Долгое время основными платформами, где пользователи получали доступ к контенту, были компьютеры, мобильные устройства и веб. Теперь к ним присоединилась виртуальная и дополненная реальность, став еще одним крупным игроком рынка. Новая экосистема достаточно молода, поэтому сейчас идет этап формирования идей, откуда брать деньги и как увеличить их приток. Помимо этого весомой проблемой является то, что обычные пользователи, являющиеся основным сегментом для перечисленных выше платформ, еще не до конца оценили VR и AR, поэтому остро стоит задача продвижения таких устройств и их популяризации. На данный момент коммерческие версии оборудования виртуальной и дополненной реальности только появляются на полках магазинов, а их стоимость способна впечатлить потенциальных потребителей. 

Продажа очков виртуальной реальности бизнес

Наиболее очевидно, что получить средства, разрабатывая оборудование для работы с виртуальной реальностью, можно путем его продаже как конечным потребителям, так и крупным акционером. На рынке IT существуют крупные игроки, которые стараются следовать современным тенденциям. Подающие надежды разработчики VR-устройств быстро оказываются в их прицеле. Например, Oculus за 2 миллиарда долларов был продан Facebook; Goole вложился в Magic Leap, инвестировав в него 1,4 миллиарда долларов; а Apple приобрела для себя Metaio. И таких покупок достаточно много, что демонстрирует высокий интерес серьезных корпораций к технологии, находящей в данный момент только в стадии разработки. Один лишь шанс, что со временем она будет хитом, привлекает их внимание. 

Существует одно важное правило, которому следуют все гиганты рынка высоких технологий. Когда пользователям предлагается новый способ потребления контента, имеющий все шансы стать популярным, пора вкладываться в «железо». Именно оно становится стратегическим активом, способным не только вернуть потраченные деньги, но и приумножить их количество. 

Уже существуют прогнозы, что в 2020 году число VR-устройств будет равняться нескольким сотням миллионов. И они будут варьироваться от базовых решений, вроде Cardboard до весьма производительных и функциональных устройств в духе Magic Leap. Ценовые категории также будут различными – от пары долларов за картон с линзами и до нескольких тысяч за шлем, до упора заполненный сенсорами и датчиками. VR-технологии потянут за собой огромный рынок сопутствующей периферии – специализированные джойстики, совместимые с очками и шлемами гарнитуры и так далее. 

В целом продавать очки виртуальной реальности можно как и любой другой продукт, но не стоит забывать, что для пользователей это новая технология и особую ценность в продажах имеют тест драйвы, качественный и полезный контент и поддержка пользователей. Рынок только зарождается и далеко не все уведомлены о принципе работы и возможностях, покажите это людям. Очки виртуальной реальности воспринимаются как WOW-продукт и есть смысл повысить лояльность и прокачать рекомендации, для увеличения количества сделок.

Интернет торговля в виртуальной реальности

В предстоящие пять лет электронная коммерция будет приносить приблизительно 2$ из 10$ затраченных на виртуальную реальность. Ожидается, что у крупных интернет-площадок вроде eBay, Amazon и Alibaba появится множество новых способов организовать продажу представленных товаров. 

Так Alibaba, известный китайский лидер и практически монополист розничных интернет-продаж, вложил 793,5 миллиона долларов в Magic Leap, который работает над AR-технологией, использующей трехмерные стереоскопические изображения, создающиеся с использованием микропроцессоров, находящихся перед глазами пользователя. Также к стартапу был направлен Джо Цай из Alibaba, что явно показывает интерес интернет-коммерции к разработкам виртуальной реальности. 

Подобное внимание обусловлено тем, что одной из главных проблем дальнейшего развития электронной коммерции становится невозможность посмотреть на предлагаемые предметы своими глазами. И дополненная реальность призвана перенести объекты в дом к пользователю, так что выбранный столик можно будет сразу же примерить к интерьеру. Если идти дальше, то такие технологии могут использоваться для создания целых виртуальных магазинов, где люди будут ходить между виртуальными прилавками, как в обычном бутике. 
Работа над данным проектом уже несколько лет ведется Magic Leap. И перед разработчиками стоит нетривиальная задача, затрагивающая не только написание кода. 

Еще одним плюсом участия Alibaba в сделке с Magic Leap является возможность последующего использования технологии в ряде других отраслей, например, связанных с созданием видео. Эта идея может быть претворена в жизнь усилиями кинокомпании Alibaba Pictures Group, входящей в холдинг. 

Аттракцион виртуальной реальности как бизнес

VR аттракцион собрать не сложно, вам потребуются очки виртуальной реальности и промо-стойка. VR очки HTC Vive - наиболее приемлемый вариант для данного бизнеса. Если у вас нет опыта сборки, вы можете купить готовые решения или франшизу для успешного старта бизнеса. Самое главное в этом бизнесе - правильное место с целевым трафиком и привлекательный маркетинг. Для увеличения прибыльности аттракциона рекомендуем допродавать очки виртуальной реальности для смартфонов, картонные и пластиковые.

Клуб виртуальной реальности как бизнес

Клуб виртуальной реальности - это усовершенствованный компьютерный клуб из 90х, учитывая то, что сейчас очки виртуальной реальности - дорогая роскошь, актуальным будет сдавать в аренду VR оборудование от шлемов до беговых дорожек в специализированных клубах и комнатах. В штате Юта, США, разрабатывается целый парк виртуальной реальности The VOID, в котором пользователи в VR шлемах смогут передвигаться в реальных комнатах и встречать виртуальных персонажей, а также будут доступны функции аудиовизуальной телепортации между клубами. 

Реклама в приложениях

Контент и приложения, разработанные для VR, смогут приносить с рекламы где-то 1$ из 10$, приходящихся на сегмент, согласно текущим оценкам. Уже появился стартап Blippar, который считает себя специалистом в сфере рекламы в AR и VR, хотя она еще только находится на стадии формирования. 

Компания появилась еще в 2012 году, начав деятельность с подготовки рекламных проектов в AR-реальности, используя собственное мобильное приложение и брендированное программное обеспечение. Софт был разработан на основе собственных решений организации. 

Стартап недолго занимался исключительно рекламой, достаточно быстро перейдя в высокотехнологичный бизнес. Первой же идеей стала разработка браузера дополненной реальности – он должен будет использовать технологию машинного зрения, работающую в паре с базой данных в облаке. Задача системы будет идентифицировать различные объекты в реальном мире, в том числе животных, растения, архитектуру и рекламные материалы. В данный момент компания уже стала международной и ее отделения раскинулись в различных уголках Земли. 
Появление новых типов рекламы, начиная с обычных баннеров в только появляющихся виртуальных пространствах и заканчивая The Martian VR Experience, ставшим весьма сложным и необычным проектом, этот сегмент рынка сможет занять огромную часть отрасли маркетинга в целом. 

Платные материалы

Множество компанией предлагает подписку на их ресурсы. Заплатив один раз, зритель может смотреть сериалы от Netflix, иметь доступ к платному содержимому Amazon или Spotify и прочих компанией. Эта модель монетизации доказала свою эффективность, предлагая пользователям тратить меньше и получать больше. 
В связи с этим можно предположить появление схожего подхода для материалов в VR и AR. Пользователи будут платить за доступ к дополнительным материалам или отключение рекламы в приложениях. По мере развития этого сегмента, условия, предлагаемые клиентам, могут пережить существенные изменения. 

Аналогичным источником доходов могут стать платные приложения. Как и в случае с рынком мобильных устройств, немало программ будет бесплатными, особенно в самом начале, когда необходимо будет привлечь максимум потребителей. 

Но со временем разработчики будут использовать различные варианты монетизации, особенно игровых приложений. Ценник на них ожидается выше, чем на мобильный, приставочный или компьютерный контент, так как затраты на создание качественного развлечения будут существенными.

Работа с корпоративным рынком, маркетинг в виртуальной реальности

Изначально виртуальная реальность была ориентирована в первую очередь на геймеров. Но они уже перестали быть двигателем сегмента, вместо этого все больше производителей начинают работать с корпорациями, которые хотят внедрять виртуальную и дополненную реальность в свою деятельность. Например, такие технологии уже хотят использовать в NASA, где предлагается снять облет ракеты, запускаемой в 2018 году. А Daqri использует дополненную реальность для создания умного шлема для строителей. Не остается в стороне и рынок развлечений для взрослых, например, Naughty America уже имеет в арсенале каталоги с VR-роликами. 

И это далеко не полный перечень компаний, которые планируют работать с VR и AR продукцией. Множество мелких организаций и начинающих стартапов заинтересованы в применении технологии в образовательных целых, конструировании, медицине, спорте и прочих сферах деятельности. 

Также в сегменте виртуальной и дополненной реальности можно ожидать появление B2B моделей. Ожидается продажа графических движков, продуктами для создания лицевой анимации или распознавания жестов пользователя. Фактически, реализовываться будет все, что может потребоваться для создания приложений для VR.